Дерзкая готика

Дерзкая готика-иллюстрация-заставка к записи

«Дерзкая готика» – презентация по мхк, которая познакомит с зарождением  готического стиля в архитектуре Западной Европы и основными отличительными чертами стиля готики.

Дерзкая готика-презентация по мхк

Скачать Скачать

Дерзкая готика

Я ненавижу свет

Однообразных звезд.

Здравствуй, мой давний бред, –

Башни стрельчатой рост!

Кружевом, камень, будь

И паутиной стань,

Неба пустую грудь

Тонкой иглою рань!

         Осип Мандельштам

Дерзкая готика-иллюстрация-коллаж

Почему готика? И почему дерзкая? Стиль, родившийся в двенадцатом столетии во Франции, получил своё название не сразу. Существует мнение, что так впервые   назвал средневековую архитектуру, в противовес классической античной, Рафаэль Санти. Ренессансным интеллектуалам эта архитектура казалась дикой, неуравновешенной, некультурной. Такой же дикой и некультурной, как варварский готский язык. Дерзко нарушая античные каноны красоты и пропорциональности, шпили готических храмов устремлялись к небесам, вызывая у одних возмущение, у других – восторг.

Тем, кто, как и я, интересуется историей и искусством Средневековья, настоятельно рекомендую прочитать роман британского писателя Кена Фоллетта «Столпы земли». В нём на фоне самых драматических событий, разворачивающихся в Британии четырнадцатого века, ярко и достоверно описывается строительство высочайшего собора Англии. А в романе Уильяма Голдинга «Шпиль» речь идёт о возведении грандиознейшего шпиля дерзко пронзающего небо над собором Девы Марии в Солсбери.

История готической архитектуры – это история нервюры и аркбутана

О том, что такое «нервюра» и «аркбутан» я уже рассказывала в иллюстрированном «Глоссарии архитектурных терминов. Готика». Действительно, для того, чтобы понять суть готического стиля, достаточно понять роль нервюр, аркбутанов и контрфорсов. Распор стрельчатой готической арки с помощью каменных рёбер-нервюр и специальных арок-аркбутанов передаётся на контрфорсы. Это позволяет увеличить высоту собора иногда более чем в два раза. Благодаря такому скелету, толстая, прочная стена становится не нужна. Вместо неё пространство храма освещается волшебным сиянием через разноцветные стёкла витражей.

Свет в готическом искусстве

» Мастера готического искусства придали свету новое и очень важное значение. Готический собор строится в расчёте на снопы света, которые падают через многочисленные проёмы стен, и именно эта, достойная восхищения и ничем не прерываемая проницаемость пленяет аббата Суггерия, когда он говорит о своей церкви: «Освещённый посередине, лучится весь храм. Поистине сияет – светоносное, светом соединяемое и пронизанное нездешним сиянием, светится новое творение».

«Что может быть прекраснее света? Сам он лишён цвета, зато выявляет цвет любой вещи».                                                           Гуго из Сен-Виктора. XII век

«Бог есть свет, а творение – это воссияние света».                                                                                                                                 Дионисий Реопагит. V век»

Всем заинтересовавшимся хочу рекомендовать книги о «Дерзкой готике»:

Дерзкая готика-Почитать о готике-иллюстрация-коллаж

Почитать о готике

  • Искусство. Энциклопедия знаний. – ООО «Астрель», 2001.
  • История искусства. Энциклопедия школьника. – ЗАО «Омега», 2007.
  • История красоты/ под редакцией Умберто Эко. – М.:СЛОВО/SLOVO,2005.
  • История уродства/ под редакцией Умберто Эко. – М.:СЛОВО/SLOVO, 2007.
  • Средние века. Энциклопедия. – Москва «Махаон», 2007.
  • Голдинг У. Шпиль: Роман. – Спб.: Азбука-классика, 2006.
  • Губарева М.В., Низовский А.Ю. Сто великих храмов мира. – М.: Вече, 2000.
  • Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. Сред. Века. Возрождение в Италии. – М.: Просвещение, 1996.
  • Львова Е. П., Фомина Н. Н., Некрасова Л. М., Кабкова Е.П. Мировая художественная культура. От зарождения до ХVII века. – ЗАО «Питер», 2006.
  • Петрухинцев Н. Н. ХХ лекций по истории мировой культуры. – Москва «Владос», 2001.
  • Эко, Умберто. Имя розы. – СПб.: «Симпозиум», 2009.
  • Эко, У. Заметки на полях «Имени розы». – М.: Астрель: CORPUS, 2012.
  • Эко, Умберто.Искусство и красота в средневековой эстетике. – Москва: ACT: CORPUS, 2014.
  • Эко, У. Эволюция средневековой эстетики. – Спб.: Азбука-классика, 2004.

Приглашаю всех не равнодушных к готическому искусству совершить виртуальное путешествие к шедеврам европейского готического искусства.

Замечательная статья в одном из журналов моего любимого сайта Арзамас очень подробно и наглядно знакомит с богатым скульптурным оформлением фасадов готического собора. Непременно посмотрите!

Удачи!

Ваше мнение для меня важно!

Наверх
%d такие блоггеры, как:
e.megaindex.ru/