Искусство Византии

Искусство Византии-иллюстрация-заставка к записи

«Искусство Византии» – презентация, предваряющая серию презентаций, посвящённых искусству Древней Руси. Поскольку истоки древнерусского искусства связаны с художественной культурой Византии, я решила начать разговор о нём с краткого рассказа об искусстве Византии.

Предыдущий пост моего сайта был посвящён Руси языческой.

Искусство Византии - презентация по мхк

Искусство Византии — презентация по мхк

Скачать Скачать

Искусство Византии

 Когда киевский князь Владимир решил покончить с язычеством, на выбор веры повлияло именно чувство прекрасного! Всем известна история о послах князя, побывавших в разных землях, познакомившихся с разными верованиями и рассказывавшими с восхищением о православном богослужении в храме Святой Софии в Константинополе: «Не ведали, где мы есть – на небе или на земле».

Врождённое чувство прекрасного, стремление к красоте, запечатлённые в летописном сказании о выборе веры позволило русскому народу воспринять и использовать уже для своих творческих задач художественную систему Византии.

Искусство Византии-Коллаж-иллюстрация

Искусство Византии

В 330-335 гг. римский император Константин основал в Малой Азии город Константинополь, ставший столицей Восточной Римской империи, или Византии.

В архитектуре, как и в других видах искусства, соединились две традиции: античная и восточная. Первые христианские храмы, возведённые в Византии, представляли собой базилики.

Базилика

Базилика – здание, разделённое внутри продольными рядами колонн или столбов на три или пять частей (нефов). Как правило, средний неф выше и шире, чем боковые.

В восточной части базилики, заканчивающейся полукруглым выступом (апсидой), помещался алтарь, в западной – вход. Продольные нефы пересекались поперечным – трансептом, расположенным ближе к восточному фасаду, так что здание имело в плане форму креста – главного символа христианства.

Купол символизирует небесный свод. Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды, пересекаясь, также образуют крест, но равноконечный.

Собор Святой Софии

Искусство Византии-София Константинопольская-Коллаж-иллюстрация

София Константинопольская

Первым образцом византийского стиля в архитектуре стала купольная базилика во имя Св. Софии (Божественной премудрости) с тремя апсидами, построенная в правление императора Юстиниана (483-565) Анфимием из Тралл и Исидором из Милета.

Центральный шаровидный купол храма Св. Софии покоится на четырёх мощных столбах. К нему с востока и запада примыкают ещё две полусферы. Каждая, в свою очередь, завершается тремя маленькими полусферами, создающими особый ритм криволинейных очертаний.

В основании купола расположено сорок окон с такими узкими простенками, что они растворяются в солнечных лучах, демонстрируя стремление византийских зодчих дематерилизовать форму. Эта оптическая иллюзия породила легенду о том, что купол Св. Софии подвешен на золотой цепи с неба и ангелы поддерживают его.

Собор Софии остался высшим достижением византийской архитектуры: ничего равного ему уже не было создано за последующие девять столетий истории Византии.

Иконопись

Искусство Византии-Иконопись Византии-Коллаж-иллюстрация

Иконопись

Византийские художники разработали устойчивые иконографические каноны, оказавшие сильное влияние на христианское искусство последующих эпох. В куполе храма обычно изображался Пантократор, в апсиде – один из иконографических типов Богоматери.

На стенах воспроизводились сцены из Писания, например, Вознесение или Рождество Христово. Фигуры евангелистов украшают паруса, поскольку на написанные ими четыре Евангелия христианская церковь опирается подобно тому, как купол храма опирается на столбы при помощи парусов.

Живопись, по сравнению с мозаикой, занимала более скромное положение, а потому меньше подчинялась каноническим требованиям. Это давало художникам большую творческую свободу.

Именно в византийской культуре с присущим ей почитанием священных образов сложилась традиция иконописи. Иконы – живописные изображения Христа, Богоматери и святых (как правило, анфас) – создаются в основном на деревянных досках в строгом соответствии с каноном.

Скульптура

В скульптуре ведущим жанром был рельеф, который находил своё воплощение как в камне, так и в слоновой кости. Широкое распространение получили диптихи – пластины из слоновой кости, украшенные рельефами на религиозные и светские сюжеты.

Ювелирное искусство

Константинополь славился изделиями ювелиров. Искусные ремесленники выполняли заказы императорского двора и богатых аристократов, которые предпочитали украшения из золота или серебра с драгоценными камнями.

«Византийский стиль» был распространён далеко за пределами Византии. Многие государства воспринимали её художественные традиции. Очень плодотворную роль сыграла Византия в художественном развитии Древней Руси.

На сайте Арзамас.Академия появился очередной замечательный курс «Византия для начинающих». Рекомендую!

Ваше мнение для меня важно!

TrackBack URL

//jauchitel.ru/iskusstvo-vizantii/trackback/

Наверх
%d такие блоггеры, как:
e.megaindex.ru/