«Павел Андреевич Федотов» – презентация, которая познакомит с творчеством русского художника, которого можно назвать первым среди художников середины сороковых годов XIX века, принадлежащих к натуральной школе, стремящихся к отображению правды жизни.
Павел Андреевич Федотов «Гоголь русской живописи»
«Картины Павла Федотова представляют сцены из жизни, в которых под маской обыденного скрывается трагическая сущность ситуации. Их можно назвать нравственными проповедями, задача которых исправление людей»
«Федотов был в русской жанровой живописи предтечей критического реализма. Именно этому аналитическому методу, вскрывающему противоречия окружающего мира, предстояло стать господствующим в русском искусстве второй половины XIX века»
Л.Г. Емохонова
Живопись Павла Федотова
Первые живописные работы «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста» Федотов показал Карлу Брюллову. «Великий Карл» дал художнику несколько советов. Скорее всего Федотов к этим советам прислушался, так как картина «Сватовство майора», демонстрирующаяся на академической выставке в 1849 году произвела фурор. К ней трудно было подойти из-за толпы восторженной публики. За эту работу (не без содействия Брюллова) Павел Федотов получил звание академика живописи.
Живопись Федотова называют «фарфоровой» за тщательность лессировок и мастерскую передачу текстуры и фактуры изображаемых материалов. Попробуйте воспользоваться лупой и посмотреть при большом увеличении материал, из которого изготовлены мебель, ткани одежды, светильники на полотнах художника. Федотов относился к созданию каждой картины, как относились средневековые мастера к созданию своего шедевра.
Творчество и судьба художника
Родившийся в семье отставного военного, окончивший с отличием Первый Московский кадетский корпус, Павел Федотов десять лет прослужил в Петербурге в лейб-гвардии гренадёрском полку и, не смотря на отсутствие достаточных средств к существованию, рискнул выйти в отставку, чтобы целиком посвятить себя искусству.
Начинал Федотов с портретов своих боевых товарищей. Первые работы написаны с использованием графических материалов: акварели, карандаша, сепии. Эти работы носили часто носили назидательный характер, представляя карикатуры, остроумные зарисовки «вседневной жизни».
«Моего труда в мастерской немного: только десятая доля. Главная моя работа на улицах и в чужих домах. Я учусь жизнью, я тружусь, глядя в оба глаза; мои сюжеты рассыпаны по всему городу, и я сам должен их разыскивать»
Павел Федотов
Интересно, что в портретах художника ирония уступила место светлому, созерцательному лиризму.
«Своими последними картинами Федотов подписывает приговор злому миру, губящему всё живое. Он губит и Федотова …Художник заканчивает свой путь на тридцать седьмом году жизни, заканчивает трагически – в сумашедшем доме»
Д.В. Сарабьянов
Последние картины Павла Федотова
«Вместе с великим Гоголем художник представлял русский реализм на том его этапе, когда критическое и трагическое начало органично сливалось с поэтическим. Не зря современники и потомки сопоставляли Федотова с Гоголем»
Д.В. Сарабьянов«Он умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким одарена была его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды»
В.В. Стасов
Рекомендую посмотреть видео, из которого можно узнать много интересного о судьбе нашего художника.
Сам Павел Федотов стремился «обогнать великого Хогарта». Как знать, проживи он чуть дольше … Недавно на блоге я разместила презентацию о французских художниках-реалистах. Интересно сравнить! Что объединяет их с Федотовым, что различает?
Для любителей искусства живописи рекомендую замечательный сайт Gallerix.ru. Здесь любознательный мой читатель сможет познакомиться с искусством Федотова, Хогарта, Домье и других известных (и не очень) художников.
Удачи!