Пейзаж в творчестве передвижников-презентация по мхк

Пейзаж в творчестве передвижников-иллюстрация-заставка к записи

Презентация «Пейзаж в творчестве передвижников» познакомит с творчеством выдающихся русских художников-пейзажистов: Саврасова, Шишкина, Васильева, Куинджи, Поленова и Левитана.

Пейзаж в творчестве передвижников - презентация по мхк

Кнопка "Скачать" для сайта

Пейзаж в творчестве русских художников-передвижников

Пейзаж в творчестве передвижников - иллюстрация-коллаж

Во второй половине XIX века пейзаж в русской живописи переживает рассвет. В отличие от жанровой живописи передвижников, в которой акцент в основном ставился на отрицательных явлениях жизни, пейзажисты стремились найти в окружающей действительности позитивные ценности. Интересно сравнить пейзажи наших передвижников с картинами природы в творчестве  Камиля Коро и барбизонцев. Идеи передвижников не могли не отразиться в выборе сюжетов художниками-пейзажистами. Чаще всего они выбирают простые мотивы, в которые включают элементы бытового жанра.

 

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа –

 Край родной долготерпенья,

 Край ты русского народа!

 Не поймёт и не заметит

 Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

  В наготе твоей смиренной.

Фёдор Тютчев

Несколько слов нужно сказать о моей презентации. Основной приём, который позволил создать интерактивную композицию, – это гиперссылка. Переходы между частями осуществляются, в основном, с помощью кнопок (иногда – по-щелчку). Минимум текста и максимум изображений с музыкальным сопровождением порадуют тех, кто будет просматривать презентацию в программе PowerPoint.

Лирические пейзажи А.К. Саврасова

Основоположником новых идей  в русской пейзажной живописи считается Алексей Кондратьевич Саврасов,  лирические пейзажи которого хочется назвать пейзажами настроения.

 

Эпические пейзажи И.И. Шишкина

Ивана Ивановича Шишкина отличает от его собратьев по кисти особый, объективный взгляд на природу. За потрясающее знание леса он получил прозвище «леший». Шишкин не стремится  передать состояние природы, её движение, подчёркивая  постоянство и полноценное её бытие. Его сюжеты – это бескрайние просторы, могучие деревья, лесные дебри и светлые поляны.

Романтические пейзажи Ф.А. Васильева

«Щедро он был одарён могучим и дивным талантом,

Чудною силою чувства и красок владел он в искусстве».

Такую оценку дали художники своему молодому товарищу, написав эти слова на его могиле. Фёдор Васильев прожил всего двадцать три года, но оставил замечательный след не только в русской, но в мировой живописи. Он дружил с Иваном Шишкиным, работал с ним на пленэре, но его отношение к природе сильно отличается от объективного отношения его старшего товарища. Стремясь писать пейзажи реалистично, наш художник в душе оставался романтиком, выбирая яркие, моменты в жизни природы. Возможно, стоит вспомнить характерные черты искусства романтизма, чтобы лучше оценить гений этого молодого пейзажиста.

Сияющие пейзажи А.И. Куинджи

Романтический взгляд на природу сближает творчество Архипа Ивановича Куинджи с пейзажами Фёдора Васильева. Куинджи ставил задачу изобразить яркие эффекты света и цвета. Этюды, написанные им на пленэре, в мастерской он превращал в яркие декоративные картины, не слишком заботясь о реалистичности пейзажей, которые напоминают часто театральные декорации.

Мир радостный и прекрасный в пейзажах В.Д. Поленова

Поленов, как никто из его современников (за исключением Репина), преуспел в овладении принципами пленэрной живописи. Он использовал цветные тени, фиксировал оттенки цвета, его переходы, подчёркивал зависимость цвета от света, тонко чувствуя ослабление цветовой интенсивности по мере удаления предмета от первого плана.

«Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит».
                                                                                        В.Д. Поленов

Пейзажи настроения И.И. Левитана

Завершает мою презентацию о пейзаже в творчестве передвижников рассказ о одном из любимейших живописцев Исааке Левитане. От его удивительно лиричных пейзажей веет грустью. творчество Левитана  завершает развитие русского пейзажа ХIХ столетия, обогатив его новыми живописными открытиями, но  сохранив при этом те принципы лирического восприятия природы, которые  нашли своё воплощение в творчестве передвижников.

«До такой изумительной простоты и ясности мотива, до которых дошёл в последнее время Левитан, никто не доходил, да и не знаю, дойдёт ли кто после».

                                                                                    А.П. Чехов

Использованная литература:

  •          Искусство. Малая детская энциклопедия. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2001.
  •          Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. – М.: Аванта+, 2000.
  •          Энциклопедия. Пейзаж. – М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2002.
  •         Великие художники. Том 5. Архип Иванович Куинджи. – М.: Издательство «Директ-Медиа», 2009.
  •          Великие художники. Том 15. Исаак Ильич Левитан. – М.: Издательство «Директ-Медиа», 2009.
  •          Великие художники. Том 31. Василий Дмитриевич Поленов. – М.: Издательство «Директ-Медиа», 2010.
  •          Великие художники. Том 22. Алексей Кондратьевич Саврасов. – М.: Издательство «Директ-Медиа», 2010.
  •          Великие художники. Том 9. Иван Иванович Шишкин. – М.: Издательство «Директ-Медиа», 2009.
  •          Соловьёв В.М. Золотая книга русской культуры. ‒ М.: Белый город, 2007.

Если, мой уважаемый читатель, у вас возникнет желание глубже погрузиться в тему, рекомендую заглянуть на сайт Gallerix.ru. Именно там я нашла большую часть иллюстраций для своей презентации.

Удачи!

1 Комментарии

  1. Я мало что понимаю в живописи, но очень красиво, мне понравилось.

Ваше мнение для меня важно!

Наверх
%d такие блоггеры, как:
e.megaindex.ru/