Проторенессанс. Эпоха Данте и Джотто

Проторенессанс-Эпоха Данте и Джотто-иллюстрация-заставка к записи

«Проторенессанс. Эпоха Данте и Джотто» – презентация, открывающая новую тему: «Художественная культура Возрождения».

Проторенессанс. Эпоха Данте и Джотто-презентация по мхк

Проторенессанс. Эпоха Данте и Джотто

Скачать Скачать

 

Проторенессанс. Эпоха Данте и Джотто

Предыдущие записи на моём блоге были посвящены, в основном, искусству древних цивилизаций и средневековой культуре. Настало время двинуться дальше!

Итальянский Проторенессанс – уникальное явление в мировой художественной культуре. Ни в одном другом европейском государстве такого периода не было. Родина его – Флоренция, область распространения ограничивается Тосканой и Римом. В чём же значение этого периода в истории искусства и почему это время называют «Эпохой Данте и Джотто»?

Данте

 Проторенессанс-Эпоха Данте и Джотто-Данте-Божественная комедия-иллюстрация

Данте

Какой же подвиг нужно было совершить человеку, чтобы его именем назвали целую эпоху в истории мировой культуры?! Деятельность Данте как поэта начиналась в рамках средневековой поэзии, которую называли «новым сладостным стилем». В своём произведении «Новая жизнь» Данте воспевает любовь к Прекрасной Даме, которая предстаёт перед читателем как небесный ангел. Легенды повествуют, что при виде своей возлюбленной Беатриче Данте почти лишался чувств. » Новую жизнь» называют первым в истории литературы психологическим романом. В нём находят место и сонеты, воспевающие страстную любовь поэта к Прекрасной Даме, и автобиографические страницы, и философские рассуждения.

«Божественная комедия»

Поэма, которую современники  назвали божественной, Данте посвятил описанию своего воображаемого путешествия по девяти кругам Ада. В этом описании сочетаются мистические религиозные представления, характерные для средневекового человека, и вполне реалистические картины жизни, и человеческие типы, легко узнаваемые современниками поэта. Новым было и то, что своим проводником в загробном мире Данте сделал не средневекового святого, а римского поэта Вергилия. Вопреки требованиям времени, Данте пишет поэму на народном тосканском наречии, а не на латыни. С его «приключениями» смогли познакомиться широкие круги читателей. Данте Алигьери считается создателем национального литературного итальянского языка.

«Божественная комедия»  Данте не только потрясла его современников, но и вдохновила поэтов, живописцев, музыкантов на создание талантливых и гениальных произведений. Интерес к творчеству Данте Алигьери среди романтиков 19 столетия способствовал рождению замечательных живописных и музыкальных шедевров. Хочу поделиться своим открытием! Эта музыка меня потрясла! Надеюсь, она понравится любителям классической музыки. Буду рада, если о своём впечатлении напишите в комментариях или на почту.

«Данте-симфония» Ференца Листа

Джотто

Джотто ди Бондоне стал первым, кто сделал шаг к новому искусству. С подачи Джорджо Вазари, автора знаменитых «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», учителем Джотто считается выдающийся флорентийский художник Чимабуэ. Но, как часто бывает, ученик превзошёл своего учителя, став родоначальником нового искусства, в основе которого лежит принцип подражания природе.

Проторенессанс-Эпоха Данте и Джотто-Творения Джотто-коллаж-иллюстрация

Джотто

Творчеству Джотто посвящено множество научных трудов. Рекомендую некоторые из них:

  • Джорджо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения. – СПб., 1992
  • Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс. – М.: Искусство, 1977
  • Волкова, Паола Дмитриевна. Мост через бездну. – М.: Зебра Е, 2013
  • Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. – М., 1997
  • Муратов П.П. Образы Италии.– М., 1994

Чтобы понять значение вклада, сделанного Джотто в мировое искусство можно сравнить образы Мадонн трёх художников-современников:

Проторенессанс-Эпоха Данте и Джотто-Итальянские Мадонны эпохи Проторенессанса-иллюстрация

Итальянские Мадонны

 

Очень яркое сравнение Мадонн даёт  Паола Волкова в главе, посвящённой Джотто, в своей книге «Мост через бездну». Вы и сами можете увидеть, что Мадонна Джотто – это вполне живая женщина, мощная, широкоплечая, молодая. Всё это так разительно непохоже на изображения двух других Мадонн, написанных в готической манере (кстати, они мне лично нравятся больше, но речь не о моих вкусах :)). Эти Мадонны изображены в плоскостной, декоративной манере, у них не лица, а лики.

Капелла дель Арена

Бесспорно джотовскими считаются, кроме «Мадонны Оньисанти» фрески в Капелле дель Арена (Капелле Скровеньи) в Падуе. Есть мнение, что и здание этой изящной капеллы спроектировал Джотто. Внутри художник украсил стены рядами фресок, содержанием которых стала история Марии и Страсти Христа. В нижнем ряду каждой стены аллегорические изображения Добродетелей и Пороков. На западной стене сцены Страшного Суда, на восточной – Благовещение. Потолок – небо со звёздами и медальонами с образами Богоматери и Христа.

Итак, Джотто впервые со времён Средневековья обращает внимание в своих произведениях на человека. Чтобы приблизить изображение человеческой фигуры к реальному, он использует светотень, придавая ей объём. Работая над фресками в Капелле дель Арена, Джотто особое внимание уделяет душевному состоянию своих героев, их эмоциям.  У него даже ангелы, которым по статусу положено оставаться бесстрастными, сочувствуют, страдают, испытывают сильнейшие эмоции.

Проторенессанс-Эпоха Данте и Джотто-Страдающие ангелы Джотто-иллюстрация

Страдающие ангелы

 

О том, как Джотто удаётся передать в своих фресках чувства, эмоции героев, замечательно рассказывает Паола Волкова. Лучше, пожалуй, не расскажешь! Посмотрите!

 Продолжение разговора о Проторенессансе вы найдёте здесь

Удачи!

Моя подпись

Ваше мнение для меня важно!

Наверх
%d такие блоггеры, как:
e.megaindex.ru/