«Шедевры готики-Виртуальная экскурсия» – презентация, которая познакомит с основными чертами готического искусства на примере выдающихся архитектурных шедевров готического европейского искусства.
Шедевры готики-Виртуальная экскурсия
Готический собор – образ мира
«Собор — это не только красота, которой мы не можем не восхищаться. Даже если для вас это уже не наставление, коему надлежит следовать, то, во всяком случае – это книга, которую надо понять. Портал готического собора – это Библия». Марсель Пруст
В каком бы городе Западной Европы мы ни оказались, если в нем есть готический собор, мы сразу же почувствуем, что он средоточие всей жизни города. Так было, есть и будет – до тех пор, пока собор стоит. Можно смело утверждать, что готический собор остается одновременно и источником жизненных устремлений и их целью, он аккумулирует силы центростремительные и одновременно генерирует силы центробежные, от него все исходит и к нему все возвращается.
Большие кафедральные соборы строились с таким расчетом, чтобы они могли вместить все тогдашнее население города, иными словами, они должны были быть огромных размеров. Новые задачи потребовали небывалых инженерных решений, в первую очередь решения проблемы сводов. Гениальное решение было найдено посредством совершенно нового распределения веса свода на опоры (колонны и стены). В готической архитектуре был достигнут поразительный эффект: пространство готического собора внутри кажется большим, нежели сам собор, когда осматриваешь его снаружи.
С маршрутного слайда начинается экскурсия. Переход к шедеврам готики с маршрутного слайда происходит по гиперссылкам с фотографий.
Экскурсия разработана в виде презентации, которая включает пять основных частей:
- Франция. Собор в Шартре
- Германия. Кёльнский собор
- Англия. Собор в Солсбери
- Италия. Миланский Дуомо
- Эпилог
«Большое окно-роза в верхней части фасада – яркая отличительная черта готических зданий. Его круглая форма, разделённая на секторы узкими каменными рёбрами, рождала в восприятии средневекового человека двойной символический смысл: она напоминала солнце, символ Христа, и розу, символ Богоматери. И задач у этого окна тоже было две. Во-первых, это был дополнительный источник света — лучи послеполуденного солнца, расцвеченные стёклами витража, иногда падали на главный алтарь. А во-вторых, оно придавало видимой стене (прочие тонули в игре арок и окон) лёгкость и кружевную прозрачность»
Обязательно нужно познакомить ребят с пилигримом, который будет путешествовать по городам Европы вместе с ними.
Пилигрим – чужеземец – странствующий богомолец, паломник. В широком значении –странник, путник.
Витражи
Внутреннее пространство собора — с многочисленными архитектурными и скульптурными украшениями, светом, льющимся сквозь стекла витражей, — создает образ небесного мира. (Псевдо)-Дионисий Ареопагит, особо почитавшийся аббатом Сугерием (или Сюжером), родоначальником готического искусства, в самом начале своего большого труда «О небесной иерархии» говорит: «Каждое существо, видимое или невидимое, есть свет, вызываемый к жизни Отцом всякого света».
Это толкование физического света как символа света Божественного, заставляло строителей разрабатывать все более утонченные структурные системы. Отсюда культивирование искусства витража в XII — XIII веках и такие его достижения, каких не знала ни одна последующая эпоха. Достаточно сказать, что площадь витражей, например, Шартрского собора равнялась 2600 квадратным метрам.
Вечерние стёкла
«Гаснет день. В соборе всё поблекло.
Дымный камень лиловат и сер.
И цветами отцветают стёкла
В глубине готических пещер.
Тёмным светом вытканные ткани,
Страстных душ венчальная фата,
В них рубин вина, возникший в Кане,
Алость роз, расцветших у креста,
Хризолит осенний и пьянящий,
Медь полудней – царственный янтарь,
И сапфир испуганный и зрящий.
В них горит вечерний океан,
В них призыв далёкого набата,
В них глухой, торжественный орган,
В них душа стоцветная распята.
Тем, чей путь таинственно суров,
Чья душа тоскою осиянна,
Вы – цветы осенних вечеров,
Поздних зорь далёкая Осанна»
Максимилиан Волошин. Лирика
Этот небольшой фильм познакомит с историей шедевра французской готики, с его замечательным скульптурным убранством и удивительными сияющими витражами.
«Освещённый посередине, лучится весь храм. Поистине сияет – светоносное, светом соединяемое и пронизанное нездешним сиянием, светится новое творение» Аббат Суггерий
При желании, по гиперссылке можно перейти на сайт и посмотреть замечательный фильм, посвящённый строителям готических соборов
Я ненавижу свет
Однообразных звезд.
Здравствуй мой давний бред, –
Башни стрельчатой рост!
Кружевом камень будь,
И паутиной стань:
Неба пустую грудь
Тонкой иглою рань
О. Мандельштам (1912)

Констебл. Собор в Сосбери

Миланский собор
Вечер за днём беспокойным.
Город, как уголь, зардел,Веет прерывистым, знойным,
Рдяным дыханием тел.
Плавны, как пение хора,
Прочь от земли и огней
Высятся дуги собора
К светлым пространствам ночей.
В тверди сияюще-синей,
В звёздной алмазной пыли,
Нити стремительных линий
Серые сети сплели.
В горний простор без усилья
Взвились громады камней…Птичьи упругие крылья –
Крылья у старых церквей!
Максимилиан Волошин. Руанский собор. Руан, 24 июля 1905 года
Вот и закончилось короткое путешествие к шедеврам европейской готики. Остались впечатления, воспоминания, которые хочется выразить в словах, стихах, рисунках! Можно предложить ребятам сделать это в качестве домашнего задания. Любителям компьютера можно предложить (индивидуально или в команде) подготовить презентацию об одном из готических соборов.
Приятного путешествия!
TrackBack URL
https://jauchitel.ru/shedevry-gotiki-virtualnaya-ekskursiya-prezentaciya-po-mhk/trackback/